- такой знакомый и привычный инструмент современного портного, не смотря на
несколько тысяч лет истории создания одежды, появился, как ни странно не
так давно лишь в середине XVIII в.
Разумеется, попытки механизировать ручную работу портных и швей предпринимались и раньше...
Первое упоминание пришло к нам из Голландских корабельных
мастерских XIV века, где большое и неповоротливое устройство, отдаленно
напоминающее швейную машину, использовалось для стачивания больших
полотнищ ткани в паруса, имя ее изобретателя до нас не дошло, как впрочем, и принцип действия.
Первое официальное упоминание - патент на швейную машину был выдан Чарльзу Вейзенталю – основной
особенностью его аппарата была игла заточенная с двух сторон которая не
переворачиваясь протыкала ткань туда и обратно…
В последствии было еще несколько патентов, среди них:
Джеймс Хендерсон и Томас Стоун спроектировали машину имитирующую ручное шитье.
Скотт Джон Дункан – вышивальная машина с большим количеством игл.
Бальтазар Кремс конструирует в германии механизм для шитья кепок, но не
патентует свое изобретение (приблизительная дата около 1810г.).
Все они имели ряд серьезных недостатков и не нашли практического применения.
Основной прорыв в изобретении современной швейной машины совершает в
1814г. Йозеф Мадерспергер из Вены придумал то что стало основой всех
последующих изобретений – иглу с ушком у острия плюс к этому он
предложил использовать 2-ю нить. Но, ему не суждено было до конца
доработать свои новаторские идеи, даже не смотря на финансовую поддержку австрийского правительства.
Авторство первой «рабочей» швейной машины выпущенной серийно в количестве 80-и штук принадлежит
французу Бартоломи Тимоннье (1830г).
Это было устройство состоящее главным образом из дерева и делавший цепной шов.
Применялся в основном для шитья солдатского обмундирования.
Спустя 10 лет после создания машины Тимонье вызвали настоящий бунт портных работавших
вручную, они разгромили все экземпляры швейных машин, а сам Тимоннье
вынуждено эмигрировал в Англию где открыл швейную фабрику.
Следующий шаг к современной машине был сделан в Амрике Вальтером Хантом в 1834 г. он
сконструировал модель швейной машины с челноком.
Но Хант не получил патента по причине нестабильности работы своей машины.
Позже другой американец Джон Грингоут продемонстрировал машину, где игла
полностью проходит через ткань, но на швейников изобретение впечатления
не произвело и осталось не востребованным.
В том же 1845 г. Рабочий фабрики Элиас Гоу запатентовал машину, принцип
действия которой используется до сих пор. Скорость стачивания его машины
была 300 стежков в минуту, но все же не смотря на все достоинства по
сравнению с предыдущими моделями, его машина имела ряд недостатков, один из которых - вертикальное расположение ткани.
И вот, только теперь в 1851 году, на сцену выходит тот самый хорошо известный всем Зингер.
Исаак Мерит Зингер вместе с командой других изобретателей взяв за основу изобретение Элиаса Гоу
создают нечто совершенно новое и хорошо нам знакомое.
В 1852 году Зингер продат свою первую машинку, и в 1854 учреждает товарищество «Singer Company».
А в 1855 модель Зингера на всемирной ярмарке в Париже получает первый приз.
Начинается новая эпоха в швейном деле…
P.S. Не остался в накладе и Элиас Гоу. Начав судебные процессы против
Зингра и других компаний использовавших в основе выпускаемых ими швейных
машин, придуманную им схему.
Не сказать что все было легко и просто, судебные процессы тянулись несколько лет, но правда
восторжествовала и в результате компании были обязаны выплачивать некую
сумму с каждой проданной машинки, благодаря чему Элиас Гоу воплотил свою «Американскую мечту» пройдя путь от рабочего
фабрики до обладателя состояния в несколько миллионов долларов.
Автор статьи: Самович М. В.
По
материалам: "Всемирная история костюма моды и стиля" И. В. Блохина |