Курсы кройки и шитья в Москве

Ее одинаково любят, как панки - неформалы, так и денди - аристократы, и конечно все любители изысканной одежды.

Изысканность классики и дух бунтарства, школьная форма и королевская стать, простота и изысканность, "ход конем" для дизайнеров одежды.

Но для портных - синоним головной боли!

История ткани в клетку

Как кроить ткани в клетку…

 

Прямая юбка  в клетку Что главное в крое и шитье?

 

Классическая прямая юбка в клетку сшита на курсах кроя и шитья Крою.ру

 

Юбка и боди.

 

Юбка со встречными складками по кругу,  в клетку.

 

Классическая блузка и брюки.

 

 

Однобортное пальто в клетку.

Принято считать, что пальма первенства в создании и популяризации рисунка в клетку принадлежит шотландцам, однако это не совсем так. Не так давно, во время проведения археологических раскопок в Египте, учёные обнаружили древнюю мумию, завёрнутую в клетчатый саван. Помимо этого, известным историческим фактом является то, что древнеримская знать носила клетчатые тоги, а японские самураи – клетчатые кимоно. В одеждах византийской эпохи часто встречается рисунок в виде крупных квадратов или ромбов, в которые помещены изображения животных. Эти узоры были вытканы разноцветными нитями, что вместе с золотым декором придавало тканям особенно роскошный вид. В древней Руси был распространенный рисунок в виде ромбов-решёток с кругами в центре или звёзды на фоне квадратов.

В современности, клетку по-прежнему одинаково любят как панки и неформалы, так и аристократы и миллионеры. Стоит начать с особой любви к клетке в Шотландии, неспроста ведь многие виды клетчатой ткани называют шотландкой.

Тартан

Шотландские клетчатые ткани изначально называются тартан (дословно «рисунок») и производятся они уникальным старинным способом. Определённый набор нитей, расположенных в установленном порядке по цветам и количеству узоров, натягивается строго под прямым углом на ткацкий станок. Этот набор называется сет (sett). Его ткут сначала в прямой последовательности, а затем в обратной. В итоге, если развернуть эту ткань на 90 градусов, мы увидим точно такой же набор – это и есть идеальная симметрия.

В древности тартаны производились примитивными методами, в каждой местности нити окрашивались имеющимися там природными красителями. Вследствие чего у каждого шотландского клана появились свои цвета - позже это стало традицией. До возникновения христианства по законам король мог иметь до семи цветов в своём тартане, друид – шесть, а представитель знати – четыре.

Тартаны бывают трёх видов: симметричный (центром является пересечение линий, от него в 4 стороны расходятся ряды клеток), несимметричный (без повторов сета, клетки выстроены в одну сторону от края до края) и двухцветный (самые знаменитые из них – чёрно-красный и красно-зелёный). Поначалу тартаны также имели фиксированные размеры: 1,5 метра в ширину и 5, 5 метров в длину. Их использовали как накидки с капюшонами, или оборачивали вокруг бёдер. Подобная одежда была особенно распространена у викингов, у них шотландцы и позаимствовали слово «килт» для обозначения своей, ставшей всемирно известной, клетчатой юбки.

Килт

О килте следует рассказать подробнее. Процесс надевания килта напоминает ритуальный танец. Воин буквально катается по земле, наматывая на себя полосы ткани в строго определённой последовательности. Появился килт в начале XVIII века, а до этого предки шотландцев (галлы) носили длинные льняные рубашки, поверх которых надевали тёплые шерстяные накидки из клетчатой ткани – пледы (plaid). Именно плед, скреплённый на талии поясом, служил прототипом килта. В Шотландии и сейчас существует «большой килт», который представляет собою плед, заправленный в пояс. Укороченный же килт, согласно одной из легенд, изобрёл в 1730 году владелец металлургического цеха англичанин Томас Роулинсон, который решил помочь работающим у него шотландцам. Им было слишком жарко в их больших традиционных пледах, и Томас предложил им отрезать верхнюю часть пледа, оставив только нижнюю. А оставшуюся верхнюю полосу материи использовать в качестве шарфов. Именно так из большого килта впоследствии получился маленький, представлявший собою накидку, закрывавшую нижнюю часть тела от пояса до колен.

Королевская чета и неформалы

Спустя какое-то время в старой доброй Англии произошла промышленная революция. Довольно быстро появились сразу несколько фабрик, изготавливающих тартан. Самой известной их них была основанная в 1765 году фабрика William Wilson & Son’s of Bannockburn («Уильям Уилсон и сыновья из Баннокберна»). Именно эта фабрика снабжала тартанами шотландскую армию.

С тех пор английское общество словно помешалось на клетчатом принте. Мода на тартан дошла до того, что даже королева Виктория с принцем Альбертом создали новый вид тартана и использовали его для декора своего дворца в Балморале. Именно благодаря этой монаршей чете клетку во всём мире стали ассоциировать с традиционной британской сдержанностью, аристократичностью и аскетизмом.

Королева Британии Виктория

Изменить этот взгляд на клетку смогли только в 70-х годах неформалы (панки). Они нагло присвоили себе традиционную клетчатую расцветку, сделав её символом бунтарства и воинственности. Это был своего рода вызов всему чопорному и пуританскому.

Тем не менее, именно панки способствовали триумфальному возрождению клетки в одежде простых людей. Аристократы были возмущены, но это было в какой-то степени возвращение к истокам, к первоначальной мужественности тартанов, которые носили шотландские горцы. Клетку полюбили все, начиная от ковбоев Дикого Запада (ковбойка – клетчатая рубашка с накладными карманами), заканчивая свободолюбивыми канадскими лесорубами, ценящими всё крепкое, добротное, надёжное.

Невозможно также не упомянуть о преппи-стиле (preppy), взявшем своё начало от школьной формы для воспитанников престижных учебных заведений. В XIX веке подобную школьную форму из шотландки начали шить в Японии. Да и в наше время японские школьницы-подростки, изнывающие от избыточного адреналина и желающие вырваться из скучного размерного социума, носят клетчатые мини-юбки, выказывая тем самым бунтарский дух. Это даже стало отдельным стилевым течением в современной уличной моде.

Новый виток в истории

В 1950 году Дональд Стюарт, автор влиятельной книги «Сочетания ниток в шотландских тартанах» предложил унифицированную систему учёта рисунков тартанов. Согласно этой системе каждый традиционный клетчатый узор получал определённый личный код «синдекс», состоящий из комбинации букв и цифр (буквы обозначали цвет, а цифры – количество ниток). Например, синдекс тартана Макдоналд: R72 G4 R10 G32. На самом деле знающий человек может легко расшифровать данную аббревиатуру – она означает, что орнамент этого тартана составляют 72 красных нитки, 4 зелёных, 10 красных и 32 зёленых. А так как в основном тартаны симметричны по рисунку, далее эта комбинация повторяется в обратном порядке. Сокращенная цветовая формула (slog) этого тартана будет RGR:GRG (красный-зёленый-красный: зелёный-красный-зелёный). Данный подход сродни взглядам на жизнь ценителей хорошего виски или дорогих сигар.

Особую популярность клетка обрела во времена романтизма XIX века, когда общество зачитывалось романами Вальтера Скотта и поэмами Джорджа Байрона. Клетка стала признаком свободолюбия и вольнодумства. Те, кто поддерживал идею свободы слова, носили шотландские пледы вместо плащей, а также клетчатые жилеты и галстуки.

Славные страницы своей истории шотландцы чтут, и по сей день – они готовы платить огромные деньги за тартан, созданный по всем технологиям, а он обойдётся не дешевле 60$ за метр. Но современные модники во всём мире относятся к клетке без подобного пиетета, хотя не отрицают её популярности. И тут самое время упомянуть о видах клетки.

В 60-х годах клетка активно начала использоваться в модных дизайнерских коллекциях. Первыми её начали популяризовать японские дизайнеры – Кензо и Ханае Мори. Ив Сен-Лоран предложил обществу цветные клетки в духе картин Питера Мондриана. Андре Курреж продвигал бело-красные крупные шахматные клетки. Такие ткани подчёркивали агрессивный характер моды тех лет. После премьеры в 1967 году фильма «Бонни и Клайд» в моду вернулись классические клетчатые юбки в складку.

Виды тартана:

1. «Каледония» — универсальный тартан, который может носить каждый шотландец

2. «Блэк Уотч» — военный тартан, ставший основой для многих клановых тартанов, например «Гордон» и «Кэмпбелл»

3. «Дресс Кэмпбелл» — парадный тартан клана Кэмпбелл

4. «Бёрберри» — тартан создан для компании в 1920 году и занесен в регистр в 1985-м

5. «Дресс Гордон» — нарядный вариант тартана клана Гордон

6. «Ройял Стюарт» — самый известный в мире тартан

На сегодняшний день тяжело найти дизайнера, который бы не работал с клеткой. Клетка может быть строгой или, наоборот, озорной, она не имеет возрастных ограничений, она подходит как для кэжуала, так и для делового стиля. Клетка является любимым узором в коллекциях таких мировых брендов, как Roberto Cavalli, Max Mara, Alexander McQueen, Ralph Lauren, Moschino и мн. др. Если раньше одежда в клетку была символом простоты, то теперь она ассоциируется с изысканностью и элегантностью.

Разновидности клетки

Гленчек (glencheck)

Гениальная француженка Коко Шанель в 1920-х годах творчески ворвалась на территорию Туманного Альбиона и ввела в моду специальное переплетение ниток, лежащее в основе современной версии гленчека. Серый цвет с пересечениями тёмных и светлых полос неизменно присутствует в шанелевских шерстяных костюмах и жакетах.

А вообще родом гленчек из земель расположенных поблизости лохнесского озера. Его особенно любили монаршие особы – именно поэтому у французов этот узор называли «Принц Галльский», у англичан — «Принц Уэльский», у австрийцев — «Эстер-хази», т.е. по именам вельмож, в своё время отдавших своё предпочтение тканям такого простонародного происхождения.

Виши (Vichy)

Своё название узор Виши получил в честь французского городка, в котором его изобрели в 1850 году два местных ткача. Клетка Виши – неизменный атрибут Прованса и стиля кантри. Изначально клетки «Виши» использовали для постельного белья, но постепенно орнамент приобретал все большую популярность и со временем перешел на салфетки, скатерти, обивку мебели, шторы и пологи кроватей. Хлопчатобумажная плотная ткань Виши получается путём переплетения одинаковых по ширине продольных и поперечных нитей, набранных двумя разными цветами. Традиционные цвета – синий или красный, а также их оттенки на белом фоне. Именно такую клетку использовал французский модельер Жак Эстерель при создании свадебного платья Бриджитт Бардо в 1989 году.

Пепита (pepita)

Пепита – это ткань в мелкую двухцветную клетку, каждая не больше 1 см. Как правило, чёрно-белой или чёрно-коричневой расцветки. Своё название такая клетка получила в честь испанской танцовщицы Жозефа де-ла-Олива, которая питала особую привязанность к этому узору.

Эта ткань бывает полотняного или саржевого переплетения, для её основы используется пряжа разных цветов. Из-за простого и незамысловатого дизайна пепита изначально использовалась только для пошива постельного белья и пижам.

Гусиная лапка (pied-de-poule)

У нас этот знаменитый узор называют куриной или гусиной лапкой, в Германии – петушиной лапкой, в Англии – зубы гончей (houndstooth). Эта чёрно-белая клетка с лёгкой руки Коко Шанель, которая популяризовала данный узор, считается символом утончённости и хорошего вкуса. Коко Шанель часто черпала идеи для своих коллекций в гардеробе мужчин – именно оттуда берёт своё начало узор куриная лапка – углы клеток как бы выскакивают за границы квадрата. В итоге получается мелкий узор из квадратов с удлинёнными углами по диагонали.

Приталённый жакет с узором куриная лапка стал символизировать респектабельность и элегантность. А после выхода в 60-х годах фильма «Завтрак у Тиффани», где героиня Одри Хепберн предстала перед зрителями в маленьком чёрном платье и в жакете с узором куриная лапка – этот жакет стал деталью маст-хэв в гардеробе каждой модницы.

Любопытно, что куриная лапка – один из немногих узоров, который подвергается профессиональной дискриминации – например, одежда такой расцветки запрещена для телеведущих, так как от неё рябит в глазах.

Аргайл (argyle)

Узор Аргайл создан по принципу шахматной доски, он состоит из ромбовидной клетки с поперечными полосами контрастного цвета. Считается, что это вариация тартана шотландского клана Campbell, который обосновался в территориальной области Argyll. Сам же аргайл был впервые воспроизведён в 1897 году, когда ткачи освоили новую технологию – интарсию.

В обиход данный узор был введён компанией Pringle of Scotland, которая использовала его при производстве трикотажного белья и чулок. В 1930-х годах аргайл начали использовать повсеместно, в любой одежде, в результате чего уже в 1950-х годах Pringle of Scotland превратился в культовый бренд. Пика своей популярности Argyle достиг после Первой мировой войны. Ведь изделия Pringle of Scotland стал носить Эдуард VIII во время игры в гольф. На сегодняшний день эти яркие ромбы стали популярной модной тенденцией.

Нова (nova)

В 1924 году бренд Burberry презентовал миру свою ставшую впоследствии знаменитой клетку Нова, использовав её как узор для подкладки в верхней одежде. Нова полюбилась англичанам настолько, что они осторожно внедрили её сначала на зонты, потом – на шарфы. Вскоре чёрно-бело-красно-бежевая клетка украшала всю продукцию компании Burberry. Одежду с фирменной клеткой заказывали и знаменитости, и авиаторы, и полярники-экспедиторы, и современная продвинутая молодёжь.

Такая популярность сыграла злую шутку с компанией Burberry – мир наводнили подделки, фейки с аналогичными узорами Новы. Кроме того Нова полюбилась чавстерам – английским гопникам, которые были взбалмошными хулиганами и терроризировали население.

Чтобы как-то заглушить такой сомнительный успех Новы, креативный директор Burberry Кристофер Бейли принял решение на время убрать клетчатую ткань из коллекций бренда. Так Нова надолго исчезла с прилавков. Но через какое-то время, когда ажиотаж вокруг знаменитой клетки поутих, компания Burberry осторожно начала возвращать её к жизни. К классической бежевой клетке Нова присоединились новые цвета: голубой и бледно-розовый.

Мадрас

Яркая плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции называется Мадрас -  в честь большого промышленного города Индии.

«Носить» клетку – не так просто, как кажется, ведь клетка способна создавать оптические иллюзии. В идеале клетчатая одежда должна быть матовой, без блеска. Блестящая ткань может коварно укрупнить клетку. Носить юбку в широкую клетку могут себе позволить только стройные девушки, потому что широкая клетка визуально увеличивает бёдра. Деловой женщине стоит остановить свой выбор на брючном костюме в «европейскую» клетку. Для тех, кто не совсем уверен в своей фигуре, рекомендуется использовать клетчатую расцветку в аксессуарах: шейный платок, шарф, сумка, перчатки, кошелёк, туфли. Но если вы пребываете в полной уверенности насчёт своей фигуры, клетка открывает для вас массу возможностей, так как клетчатый узор сам по себе уже является украшением. Главное – не переборщить. Не пытайтесь скомбинировать одновременно несколько деталей гардероба с разным клетчатым принтом. Например, не стоит надевать к клетчатой рубашке галстук в клетку. Но, если вы всё же горите желанием экспериментировать, помните: стиль и размер клеток должен быть одинаковым, и у них должен быть хотя бы один общий цвет.

P.S.

Если вы еще только учитесь шить, то при выборе ткани должны помнить - клетка это "головная боль" даже для профессионального портного! Чем красивей и изысканней клетку вы выберите для своего изделия, тем сложней ее будет подогнать по рисунку.

К счастью, есть чародеи - учителя курсов Крою.ру которые в области кройки и шитья знают, умеют, и могут все,  и две волшебные мантры:

"Я хочу..."

и

Я чувствую в себе силы - у меня все получится..."

Но, это не должно быть ваше первое изделие! Волшебства не произойдет и не помогут ни "чародеи", ни "мантры" если вы ни разу не пробовали сшить тоже изделие из гладкой (без рисунка) ткани...

Разберитесь с кроем, технологией и ВТО (влажно - тепловой обработкой) и только после того как стоя в примерочной на вас снизойдет восхищение от красоты сшитой своими руками, смело беритесь за ткани в клетку, подходите с вопросом "как" к своему Чародею, в процессе не забывайте повторять мантры и у вас точно все получится!

Учим шить кройке и шитью с нуля 0 шьем своими руками - в том числе и клетку История ткани в клетку... это интересно! Идет запись на курсы кройки и шитья в Москве.